Ученые ЮУрГУ придумали, как продлить срок службы жидкокристаллических экранов
03.06.2020

Ученые ЮУрГУ опубликовали результаты исследования, которое окажет влияние на многие области  современной науки и технологий. Исследователи смогли измерить ионную электрическую проводимость слоя жидких кристаллов в комплексных структурах, состоящих из нескольких материалов (жидкокристаллических ячеек). Это значит, что теперь специалисты смогут диагностировать состояние структурированных материалов, объектов и устройств, в состав которых входят материалы с ионной проводимостью. К ним относятся, например, жидкокристаллические дисплеи, биологические и композитные материалы. Их применяют не только при создании современных гаджетов, но и в медицине, авиации и космической отрасли. Статья об исследование электропроводимости в жидкокристаллических гетероструктурах опубликована в журнале «Liquid Crystals» (Q2), индексируемом в Scopus.

Ученые ЮУрГУ придумали, как продлить срок службы жидкокристаллических экранов

Дисплеи под контролем

Жидкокристаллические дисплеи являются неотъемлемой частью современного общества: их применяют в качестве мониторов компьютеров и ноутбуков, планшетов, смартфонов, телевизоров, цифровых камер, систем навигации. Несмотря на активное использование жидких кристаллов, ученые продолжают улучшать их параметры. Например, решают проблему контролируемого выхода ЖК-дисплеев из строя.

Именно над этим вопросом работала команда исследователей Южно-Уральского государственного университета во главе с кандидатом физико-математических наук, доцентом Физического факультета Института естественных и точных наук ЮУрГУ Федором Подгорновым. Ученые предложили метод, который позволит диагностировать жидкокристаллические дисплеи в режиме реального времени, предсказывать возможный выход дисплеев из строя.

Проблемы в работе жидкокристаллических дисплеев, как правило, связаны с изменением ионной проводимости жидких кристаллов. Проводимость влияет как на качество передаваемого изображения и может привести к выходу из строя управляющей электроники. Примесные (то есть загрязняющие) ионы в слое жидкого кристалла возникают по многим причинам: ЖК-молекулы могут разлагаться под действием электрического поля, светового излучения, радиации. Избежать подобных случаев можно, отслеживая изменения в электрической проводимости. Это ключевая характеристика материалов, позволяющая судить об их свойствах, протекающих в них физических процессах и даже определять область применения. Электрическую проводимость сложно измерить в комплексных системах, таких как ЖК-дисплей, если носителями заряда являются ионы. Еще больше осложняет ситуацию работа с гетероструктурами — то есть объектами, состоящими из нескольких материалов. Именно таковыми и являются ЖК-дисплеи. Исследование ученых ЮУрГУ решило эту проблему.

susu.ru